15 МАРТА 2002 года ПОГИБ В АВТОМОБИЛЬНОЙ КАТАСТРОФЕ ВЕЛИКИЙ ПРЕДАННЫЙ Е.С.ТАМАЛ КРИШНА ГОСВАМИ
(Подробности того страшного и трагичного дня для всех вайшнавов ИСККОН в письме ББ Говинды Свами)
Дорогие Вайшнавы,
Пожалуйста, примите мои смиренные поклоны.
Слава Шриле Прабхупаде.
В последние дни, предшествовавшие его уходу, Тамал Кришна Госвами каждый вечер проводил вмести с нами в киртанах. Много вечеров подряд киртаны звучали в его комнатах. Вход был свободным. Как только открывались двери, помещение быстро наполнялась преданными - молодыми и пожилыми, - жаждущими погрузиться в нектарное воспевание святых имен Господа.
Эти киртаны были по сути духовной кульминацией каждого дня фестиваля. Они были событием, которое придавало смысл нашему пребыванию в Маяпуре. Мы собирались все вместе - дружная семья преданных - и с глубоким чувством пели имена Шри Радхи и Шри Кришны, сидя рядом с одним из наших самых старших братьев. Последние нескольких вечеров, которые Тамал Кришна Госвами оставался с нами, киртаны проходили в храме Панча Таттвы, куда они переместились из-за того, что его комнаты уже не могли вместить всех желающих.
В свой последний день, проведенный в Маяпуре, Госвами Махараджа принимал участие в вечерней программе в пандале. Закончив свою речь, он присоединился к киртану. Где-то через час (киртан все еще продолжался) он наклонился ко мне, взял меня за руку и поблагодарил за то, я пришел на киртан и пел вместе с ним. Потом он сказал: "Завтра я уезжаю". Я спросил, куда он уезжает, и он ответил: "Домой...(back to home)" - и, помолчав, добавил: "В Великобританию..." Я поблагодарил Махараджа за его общество и сказал, что постараюсь прийти на следующее утро, чтобы проводить его.
Тамал Кришна Госвами выехал из Маяпура в Калькутту в 4:15 утра. Его сопровождали Вриндаванешвари и Каласамвара из Окленда, Новая Зеландия, а также его ученик Агхавит. В то утро я пел мангала-арати для удовольствия Радхи-Мадхавы. После Туласи-пуджи я подошел к Шивараме Свами и сел рядом, собираясь приступить к джапе.
Подняв глаза, я увидел повара Тамала Кришны Махараджи, Гопала Раджу, который быстрым шагом проходил мимо. Я успел взять его за руку и, когда он остановился, спросил, вовремя ли уехал Махараджа. Гопал Раджа сказал в ответ, что в храм только что позвонили и сообщили - Тамал Кришна Махараджа попал в серьезную аварию и находится без сознания.
Этот разговор происходил примерно в 5:15 утра. Таким образом, авария случилась, судя по всему, во время Брахма-мухурты, когда Мангала-арати подходила к концу. Я сообщил эту новость Шивараме Махарадже. Мы вскочили с места, и Шиварама Махараджа побежал к Джаяпатаке Свами. Затем мы поспешили не улицу искать машины, чтобы отправиться на место происшествия.
В это время зачитывались объявления о программе фестиваля на предстоящий день. Я вернулся в храм, взял микрофон и сообщил преданным о только что полученном трагическом известии. Я попросил преданных помолиться про себя стопам Господа Нарасимхи и Радхи Мадхавы о здоровье и безопасности Госвами Махараджи и тех, кто его сопровождал. Молча помолившись, через минуту я выбежал из храмовой комнаты.
Вскоре подъехали автомобили. В нашей машине были Джаяпатака Свами, Шиварама Свами, Ниранджана Свами, Джаядвайта Свами, я и несколько бенгальских преданных. Мы немедленно отправились на место происшествия. Место, где произошла авария, - это деревня на главном шоссе под названием Фулия (Phulia). Это священное место: здесь, в крокодильей норе на берегу Ганги жил Намачарья Харидас Тхакур. Здесь он повторял триста тысяч святых имен в день, здесь его били на двадцати рыночных площадях, и здесь же его искушала олицетворенная Майядеви, которой он потом дал посвящение.
Свернув на шоссе с Шантипурской объездной дороги, мы какое-то время ехали прямо. Два раза нас останавливали люди, ехавшие навстречу: они рассказали об ужасной аварии, которую они видели впереди по шоссе. Подъезжая к месту происшествия, мы увидели автомобиль, стоявший прямо, на колесах, но поперек дороги. Все окна были выбиты, а левая верхняя часть кабины помята. Рядом собралась большая толпа. Подъехав, мы увидели преданных, находившихся в состоянии истерии. Они сказали нам, что всех пострадавших отвезли в больницу в Ранагхат. Также они подтвердили, что Госвами Махараджа был без сознания.
Подъехав к больнице, мы снова увидели рыдающих в истерике вайшнавов. Нас тут же провели в комнату, где лежало тело Госвами Махараджа. С первого же взгляда я понял, что он покинул тело. Я сказал об этом Ниранджане Свами, и мы, совершенно потрясенные, предложили Махарадже поклоны. Мы приложились головами к стопам этого великого слуги Шрилы Прабхупады и помолились о том, чтобы милость Прабхупады и Кришны никогда не оставляла его.
Как рассказал Каласамвара прабху, авария произошла на идеально прямом участке шоссе. Никаких препятствий на дороге не было, и встречного движения тоже не было. Очевидно, водитель "Таты Сумо", на которой ехал Тамал Кришна Госвами, заснул за рулем. На высокой скорости "Сумо" врезалась в большое дерево на левой стороне дороги. Машина потеряла равновесие и несколько раз перевернулась. Верхняя передняя сторона кабины промялась.
Госвами Махараджа сидел на пассажирском сиденье впереди слева, с пристегнутым ремнем безопасности, а Вриндаванешвари сидела у него за спиной. Они и приняли на себя всю силу произошедшего на высокой скорости удара и последовавшего вращения. Каласамваре удалось выбраться из автомобиля.
Сначала он попытался вытащить Госвами Махараджу и вскоре убедился, что тело его было лишено признаков жизни. Каласамвара Прабху абсолютно уверен, что Госвами Махараджа оставил тело сразу в момент столкновения. Затем он вытащил из машины Вриндаванешвари и Агхавита и перенес всех пострадавших во второй автомобиль, который следовал за ними. Затем они поехали в больницу в Ранагхат.
В больнице догадки Каласамвары подтвердились. Госвами Махараджа оставил тело сразу, как только произошло столкновение. У Вриндаванешвари была серьезно повреждена голова, и надежды на то, что она выживет, почти не было. Ее все же собирались везти в Калькутту, но через несколько минут, находясь в женском отделении больницы, она оставила тело. В это время Шиварама Свами и Ниранджана Свами тихо пели Харе Кришна маха-мантру.
Джаяпатака Свами помогал полицейским и врачам расследовать происшествие. Он очень тактично пытался уговорить представителей власти, чтобы преданным немедленно отдали тела погибших, но те не согласились. В соответствии с индийскими законами, все погибшие в результате несчастного случая должны подвергаться вскрытию. Мы пробовали возражать, говоря, что Госвами Махараджа был ачарьей. В конце концов нам удалось договориться, что врач, производящий вскрытие, сделает лишь минимальные надрезы на телах Госвами Махараджа и Вриндаванешвари.
Около 11 утра мы перенесли тело Махараджа в морг, а еще через час пришел врач и сделал вскрытие. К 3-м часам пополудни Джаяпатаке Махарадже удалось подписать все необходимые бумаги. Мы перенесли тела Госвами Махараджи и Вриндаванешвари в автобус санкиртаны и уже собирались ехать в Майяпур, но возникло еще одно препятствие. Нас окружили не менее 200 местных жителей и заявили, что не пропустят наш автобус до тех пор, пока не получат даршан Махараджи и не увидят его лицо.
Мы возразили на это, что им следует получить даршан стоп, а не лица, они же настаивали, что, поскольку Госвами Махараджа был махатмой, им необходимо увидеть именно его лицо. Мы пребывали в нерешительности, однако толпа становилась все более неуправляемой. Тогда мы показали им лицо Махараджи, и они сразу же принялись повторять маха-мантру и предлагать пранамы. Через некоторое время они позволили нам уехать. Хотя Шантипур и принято считать местом, где оскорбляют вайшнавов, когда наш автобус проезжал по его улицам, люди повторяли Харе Кришна и выражали почтение, сложив перед собой ладони.
Около 4:30 пополудни мы добрались до Маяпура. Подъехав к воротам, мы увидели целое море скорбящих вайшнавов. Автобус медленно двинулся по главному проезду к центральному гостевому корпусу и затем повернул направо. Локанатх Махараджа вел киртан.
Тела вынесли из автобуса и поместили в разные комнаты в задней части гостевого корпуса. Там их стали готовить для похоронных церемоний. Женщины, омывавшие тело Е. М. Вриндаванешвари, обратили внимание на то, что ее руки и ноги оставались мягкими и легко сгибались в суставах. Лишь ее правая рука, державшая четки, сохранила свою форму и была прямой и неподвижной.
После того, как ее останки были омыты, Вриндаванешвари перенесли на берег Матери Ганги и кремировали. Оказывается, этот день был днем ее рождения. Она хотела получить особую привилегию и подарок на свой день рождения - поездку в Калькутту в одной машине с Госвами Махараджей. Но в результате она получила дар, которому нет цены - поездку домой, к Господу, вместе со своим дорогим другом и шикша гуру Тамалом Кришной Госвами.
Тело Госвами Махараджи омыли, натерли гхи, на нем написали мантры сандаловой пастой. Затем Махараджу облачили в новые одежды и покрыли с головы до ног гирляндами. Тело положили на носилки и с процессией двинулись в обход Божеств. Почти 45 минут его останки находились на возвышении перед Шри Шри Радхой Мадхавой, куда их поместили для последнего даршана. Вайшнавы один за другим подходили и получали свой последний даршан Госвами Махараджи. Все это время звучал сладостный киртан, который пел Ниранджана Свами. Затем процессия отправилась к самадхи Шрилы Прабхупады. Останки Махараджи внесли в самадхи и показали их Прабхупаде, а затем обошли с ними Шрилу Прабхупаду. Выйдя из самадхи, процессия проследовала к месту погребения Махараджи.
Махараджу медленно опустили в яму самадхи. Была проведена пуджа, во время которой ему омыли стопы. Затем ему предложили бхогу и арати. Его останки осыпали цветами, некоторые из которых потом собрали, чтобы поместить в Пушпа-самадхи, которое решено возвести в Бхактиведанта-ашраме ИСККОН на Говардхане. После этого тело Е. С. Тамала Кришны Госвами покрыли сначала солью, а затем землей. Самадхи Госвами Махараджи расположено слева от дороги парикрамы, огибающей самадхи Шрилы Прабхупады, рядом с тем местом, где эта дорога поворачивает налево, к домам грихастх. Именно этот участок земли был отведен для самадхи в соответствии с генеральным планом Майяпур-сити.
В субботу проводилась церемония памяти в честь Е. С. Тамала Кришны Госвами Махараджи и Е. М. Вриндаванешвари Деви Даси. Церемонией руководил Е. С. Шиварама Свами. Многие старшие преданные брали слово и выражали свою глубокую благодарность и любовь этим уникальным и удивительным душам. Все отзывались о Тамале Кришне Госвами как о преданном слуге Шрилы Прабхупады.
Объем, качество и разнообразие служения, которое он выполнял для Шрилы Прабхупады, просто поразительны. Многие преданные отмечали, что он был очень строгим, жестким и требовательным. Тем не менее, все говорившие сошлись в том, что Госвами Махараджа был не просто одним из властных и требовательных лидеров, но также:
Добрым, исключительно мягкосердечным вайшнавом, который щедро одаривал всех своей любовью.
Очаровательным и красноречивым человеком, обладавшим поразительной способностью давать поддержку, руководство, заботу, наставления и любовь многим и многим людям. Кладезем остроумия. Истинным знатоком хорошего прасада.
Загадкой. Непонятой личностью. Человеком, похожим на чатни - нестерпимо острым и вместе с тем неотразимо сладким. Человеком, на которого Прабхупада всегда мог положиться.
Человеком, который готов был взяться за любую, самую трудновыполнимую задачу для удовлетворения Шрилы Прабхупады. Человеком, которого Прабхупада всегда призывал к себе на помощь в трудные времена.
Человеком, который с глубокой и непоколебимой любовью служил Прабхупаде в последние дни Его Божественной Милости.
Человеком, бывшим генералом в армии санкиртаны Шрилы Прабхупады. Человеком, приветствовавшим дискуссии и полемику. Человеком, который, хотя и допускал ошибки, в любых обстоятельствах и с неизменной решимостью продолжал служить стопам Шрилы Прабхупады. Человеком, который вдохновлял тысячи преданных своими замечательными лекциями.
Скромным и смиренным, вплоть до самоуничижения, человеком. Человеком, которому покой только снился.
Как сказал Шрила Прабхупада - человеком, жадно хватающимся за любую возможность послужить Гуру и Гауранге.
О Ее Милости Вриндаванешвари отзывались как о великой преданной санкиртаны, которая собирала огромные пожертвования и всегда испытывала недостаток средств, поскольку себе никогда ничего не
оставляла. Он была заботливой женой, замечательной матерью, поразительно талантливым поваром, добрым человеком, не скупящимся на широкие улыбки, а в глубине души - страстной любительницей святых имен Господа. Она могла повторять джапу и петь в киртане без остановки, с огромной преданностью и вкусом.
После долгих часов душевных воспоминаний состоялась церемония пушпанджали, за которой последовала арати, предлагавшаяся фотографии Госвами Махараджи. Киртан вел один из самых дорогих и близких друзей Махараджи Кешава Бхарати прабху. Затем был замечательный пир, предложенный Радхе-Мадхаве в память Е. С. Тамала Кришны Госвами
Махараджи.
Все ученики Шрилы Прабхупады почитали прасад на веранде, где обычно обедают Джи-Би-Си. В центре, перед рядами вайшнавов стоял стол с махапрасадом Радхи-Мадхавы, а перед этим столом - асана с изображением Госвами Махараджи. После пира мы все отведали остатки его пищи.
Уход Его Божественной Милости Тамала Кришны Госвами Махараджи и Матаджи Вриндаванешвари наполнил наши сердца скорбью и чувством
невосполнимой потери. Для многих из нас они были близкими друзьями, искренними доброжелателями, братом и сестрой.
Их уход - это огромная утрата для Международного Общества Сознания Кришны. Таких удивительных и славных вайшнавов, обладающих непреклонной решимостью проповедовать, очень мало, и так редко их можно встретить. Но мы рады за них и уверены, что они оба вернулись домой, чтобы продолжить свое служение в обители, не знающей слез. Мы особенно рады, что Госвами Махараджа наконец-то обрел покой, который так долго избегал его, в обществе своего Возлюбленного
Духовного Учителя Шрилы Прабхупады и Их Божественных Светлостей Шри Шри Радхи Шьямасундары.
Шрила Тамал Кришна Госвами Махараджа Ки Джай!!
Шримати Вриндаванешвари Деви Даси Ки Джай!!
Шрила Прабхупада Ки Джай!!
Гирираджа Говардхан Ки Джай!!
Гаура Премананде!! Хари Бол!!
Церемония Пушпа Самадхи Его Божественной Милости Тамала Кришны Госвами Махараджи будет проводиться в Бхактиведанта-ашраме ИСККОН на Говардхане 22 марта 2002 г.
Искренне ваш, ББ Говинда Свами
19-Mar-02 19:01
***
Тамал Кришна Махарадж рассказывает один эпизод из своей жизни. Его увезли в больницу в Бомбее делать операцию. Сделали общий наркоз, сказали считать до десяти, он досчитал до семи и оказался в храме на Джуху, где он делал арати Радхараса-Бихари. Потом, вдруг он увидел Шрилу Прабхупаду. Шрила Прабхупада находился перед всеми предшествующими ачарьями и они у него спрашивали как там идут дела, как там проповедь проходит и он давал им отчет. Он сказал любопытную вещь во сне Тамал Кришны Махараджа или в его трансе. Он сказал: „Я изучил людей этой планеты и я понял, что они абсолютно неспособны ни к каким аскезам, неспособны в принципе, что они не способны изучать Ведические писания, никаких шансов у них нет. И что у них нету ни намека на благочестие.”
Все предыдущие ачарьи в полном шоке были от такого доклада. Потом Шрила Прабхупада сказал: „Но у них есть одно качество – так или иначе они способны принимать прибежище у моих лотосных стоп.” И все закричали: „Джай! Харибол!” Потом, когда он очнулся, он увидел у изголовья своей кровати Шрилу Прабхупаду и Шрила Прабхупада сказал: „Я сразу примчался, когда узнал, что тебя в больницу забрали, чтобы быть с тобой.” Тамал Кришна Махарадж рассказал ему этот сон.
Шрила Прабхупада посмотрел на него, кивнул и сказал: „Так оно и есть.”
https://vk.com/album9682012_242123812